18.10.2019|13:00

Откуда родом вредитель лип — моль-пестрянка — подскажут старинные гербарии

Группа ученых Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск) и Института леса имени В. Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН выяснит происхождение и пути распространения липовой моли-пестрянки в России и азиатских странах, исследовав образцы насекомых, обнаруженных в вековых гербарных коллекциях. Результаты работы позволят восстановить историю распространения вредителя в Евразии и вычислить сдерживающие его развитие факторы, сообщили ТАСС в пресс-службе университета.
Свою работу ученые посвятили липовой минирующей моли-пестрянке, которая сегодня широко распространилась по территории Евразии, предположительно из Восточной Азии.
Минирующей ее называют из-за того, что гусеницы развиваются в «минах» — полостях, которые они выгрызают внутри листа. В течение последних трех десятилетий насекомое быстро распространилось с востока на запад, причиняя вред липовым насаждениям.
Исследователи изучили две хранящиеся во Владивостоке гербарные коллекции, и с помощью отбора образцов моли из мин на засушенных листьях готовятся определить границы первичного ареала насекомого.
«Используя исторические гербарные коллекции, мы намерены выяснить, откуда произошло распространение насекомого, и какие из стран Восточной Азии внесли наибольший вклад в распространении насекомого на запад. Зная „родину“ насекомого и исследовав факторы, которые сдерживают развитие насекомого в его родной среде, мы приблизимся к пониманию того, что может стать ключевым для контроля популяций вредителя в регионах его экспансии», — пояснила старший научный сотрудник Института экологии и географии Сибирского федерального университета и Института леса им. В. Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН Наталья Кириченко, чьи слова приводит пресс-служба университета.
Ученые выяснили, что этот вид моли изначально был распространен на Дальнем Востоке шире, чем принято считать — следы липовой моли-пестрянки нашли в Амурской области, Еврейском автономном округе, Приморском и Хабаровском краях.
«На Дальнем Востоке следы насекомого обнаружены задолго до описания вида в качестве нового для науки. Вид был выявлен и описан из Японии в 1963 году. Наиболее ранняя находка в гербарии, который мы исследовали, датируется 1936 годом — мы нашли и мину, и гусеницу моли в ней», — отметила Наталья Кириченко.
Авторы намерены провести ряд исследований для более полного понимания генетических характеристик, по которым можно определить пути распространения липовой моли-пестрянки с востока на запад евроазиатского континента. Среди основных гипотез о родине пестрянки рассматриваются не только Япония и Корея, но и Китай.
В работе также принимали участие исследователи из Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии Дальневосточного отделения РАН, Дальневосточного федерального университета, Национального института сельскохозяйственных исследований Франции (INRA, Франция) и Института биологии насекомых при университете г. Тур (Франция).
(Источник: nauka.tass.ru).